
Предлагаем взглянуть на несколько удивительных свадебных нарядов и обычаев разных народностей,живущих в Кинельском районе. 20 января на Руси называли Иван Бражник, или Зимний свадебник. Это был рубеж – святки закончились, начинался период «мясоеда» – самое время для сватовства и свадеб.
Предки верили, что союз, заключенный именно в этот день, будет крепким и благословенным. Для девушек, чьи браки часто устраивали родители, это был день «запивания» будущих печалей. Им позволялось поплакать, веря, что слезы, пролитые до свадьбы, уберегут от страданий в браке. А еще в этот день часто крестили детей, чтобы Иоанн Креститель (Предтеча) стал их небесным защитником.
Невеста – в зеленом
Рассказывает Ольга Мась, председатель Самарской региональной общественной организации «Центр марийской культуры «У ВАЖ», село Малая Малышевка: «У горных марийцев всё начиналось с договора старших родственников – на них жених отсутствовал, а его место занимали отец и сват (тулар). На сватовство отправлялись жених с отцом, сват и сваха, с собой в кожаной сумке каравай хлеба, пресные овсяные лепешки, вареное мясо гуся или утки, сырки из творога и вино. Знак согласия у горных марийцев — выпить вина.
Если родители невесты отказывались, то девушка убегала из дома и пряталась в лесу. Если же согласие было обоюдным, девушка отдавала жениху платок со своей головы в знак верности. После уговоров собирался грандиозный свадебный поезд – подводы с родней жениха. Во главе процессии стоял савуш (друг жениха, главный по организации).
Пока невесту одевали и укладывали приданое (сестёр к этому не допускали – чтобы «не засиделись»), свадебный поезд прибывал. Первым в дом входил савуш, за ним – жених (качымарий). Чтобы сбить с толку нечистую силу, подруга невесты буквально шла по её следам.
Кульминацией визита было одаривание матери невесты (плата за воспитание дочери). После пира (где молодёжь веселилась отдельно от старших) наступал ключевой момент. Невесте надевали свадебный кафтан (сывын). Перед этим проводили обряд «удыр арака йумаш»: родственник невесты, надев её кафтан, угощал парней деревни, как бы «изображая» её.
Путь в дом жениха не был прямым. Поезд специально заезжал в чужой дом, где невеста снимала девичий платок и надевала женский головной убор (шимакш). Этот акт, совершённый вне родных стен, означал окончательный переход в новый статус – статус жены.
Отдельно нужно сказать о платье невесты. Зеленый наряд – это не только красиво. Его практический смысл – помочь девушке слиться с лесом и избежать похищения перед свадьбой (древний обычай «умыкания»). Зеленый цвет – символ здоровья, плодородия земли и семьи, а также светлого будущего молодоженов.
А еще молодоженам на свадьбе подавали суп из баранины и баранью голову, ели они одной ложкой. Перед тем как войти в дом мужа, невеста клала на порог серебряную монету, символически выкупая право на прохождение.
Марийская свадьба – это удивительный сплав практической магии, социальных договорённостей и глубокой поэзии, где мир предков становился частью жизни новой семьи».
Кыз узатту – сердце свадьбы
Расскажем об одном из самых душевных и символичных казахских обрядов — «Кыз Узатту» (проводы невесты). Это не просто формальность перед свадьбой, а глубокая церемония перехода, благодарности и начала новой главы в жизни.
Рассказывает Ахзиба Джумаева, руководитель казахских народных коллективов, заведующая Домом культуры аула Казахский, заслуженный работник культуры Самарской области:
«Кыз Узатту» – это трогательный ритуал прощания невесты с отчим домом. Девушка символически покидает семью родителей, чтобы войти в семью мужа и стать хранительницей нового очага.
Невесту облачают в великолепный национальный костюм и саукеле – священный головной убор невесты, символ нового статуса. Благословение – Бата: старшие рода дают напутствия. Их слова считаются особым оберегом на всю семейную жизнь. Родные и подруги поют песни, полные грусти, мудрых советов и светлой печали.
Символический уход невесты символизирует «Ак жол» (белая дорога). Расстилается белая ткань или ковер – путь чистоты и светлого будущего. Невеста идет по нему, не оглядываясь, что символизирует ее решимость и верность новой семье. Её встречают жених и свекровь. Мать жениха повязывает невестке белый платок – знак принятия в новую семью, доверия и нового статуса.
«Кыз узатту» – это ритуал взросления, благодарности родителям и укрепления семьи. Это обряд, который заставляет плакать даже самых стойких. Потому что в эти минуты прощаются не с человеком, а с целой эпохой его жизни».
Сваты, рукобитие и рушник
О традициях русской свадьбы рассказывает Мария Исаева, житель поселка Кинельский: «Сейчас всё просто: пара сама решает, когда сыграть свадьбу. А раньше путь к браку начинался со сватовства. Жених или специальные посланники – сваты – шли в дом к невесте просить её руки. К моей маме сваты ехали на лошадях. Исход визита был наглядным: согласие – отец невесты вкладывал руку дочери в руку жениха.
Затем следовали «договоры» – встреча семей, где оговаривали все детали будущей свадьбы. После успешного договора между семьями жениха и невесты устраивалось застолье, чтобы «закрепить» помолвку песнями и угощениями; он символизировал согласие на брак, решались последние детали, а также обряд имел разные названия: «запой», «сговор» или «рукобитие»
После помолвки молодые были в разлуке. Дом невесты наполнялся подругами, песнями и большой работой! Вместе они готовили приданое: шили, вязали, вышивали, драли перья для перин. Свадьба рождалась в трудах и радости.
Один из главных обрядов – приготовление свадебного каравая. Опару ставили за неделю до торжества. Но смысл был не только в выпечке! Женщины из обеих семей собирались вместе и, идя за водой или мукой, оповещали всю деревню о предстоящей свадьбе. Так «сарафанное радио» превращалось в официальное приглашение! Этот процесс так и называли – «кланяться».
На свадьбе молодых связывали красивым вышитым рушником. Часто на нём изображали пару птиц – знак верности и семейного счастья. Невеста вышивала его сама, показывая своё мастерство. На рушнике подносили каравай. Староста накрывал им руки молодых и родни, связывая их в знак единства двух родов. Такой рушник хранили в семье как реликвию всю жизнь. Подарки молодым были разными, в зависимости от достатка семей: от простого ситцевого отреза до теленка или даже целого скотного двора».
Свадьба по-советски
Рассказывает Екатерина Гордеева, уроженка Кинельского района: «Знаете, какой была типичная комсомольская свадьба в СССР? Это не роскошные рестораны и заграничные путешествия. Это была история не о пафосе, а о тепле, выдумке и настоящем комсомольском духе. Помню свадьбы наших друзей по заводу «Прогресс», тогда еще в городе Куйбышев. Шли не в модный ЗАГС, а в уютный актовый зал в общежитии, Доме культуры или даже комитете комсомола. Здесь рождалась особая, очень душевная атмосфера. Все делали своими руками. Машину (если повезет, «Победу») украшали самодельными гигантскими обручальными кольцами из картона и фольги. Стены – плакатами и шарами. А главным декором были улыбки и ощущение общего праздника.
Гости приходили не с конвертами, а с салатами в банках, домашними соленьями и тортами собственной выпечки. Готовили и накрывали сообща, создавая праздник буквально всем миром.
Вместо марша Мендельсона могло звучать «Ах, эта свадьба», а потом все пели Окуджаву и Визбора под гитару до утра. В подарок – не деньги, а нужные в быту вещи: чайные сервизы, кофейники или желанное индийское бельё. Это была эпоха, когда главным на свадьбе были не вещи, а люди, эмоции и чувство общности».
Чтобы описать все тонкости свадебных обрядов, не хватит целого номера газеты. Все сказанное выше – лишь штрихи, отрывки воспоминаний и ностальгия по времени, полном надежд и мечтаний.
Многие свадебные ритуалы живут и сегодня. Они напоминают нам, что брак — это не только союз двух сердец, но и соединение родов, традиций и общей истории.
Елена Грошева
